Союз геодезистов и картографов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОСИСТЕМ и ТЕХНОЛОГИЙ"


некоммерческое партнерство
Союз геодезистов и картографов сибири и урала
ФГБОУ ВПО СГГА
.

Проекты

ИССЛЕДОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИС ВЗАИМОСВЯЗИ ПЛОТНОСТИ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ С ПЛОТНОСТЬЮ ЗАСТРОЙКИ РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

26Рассматривается задача исследования взаимосвязи плотности улично-дорожной сети с плотностью застройки для жилых, общественно-деловых, производственных зон города Новосибирска. Эта задача является актуальной с позиции планирования, развития и усовершенствования автотранспортной инфраструктуры на территории города. Практические расчеты, представленные в статье, выполнены с использованием данных генерального плана города Новосибирска и дежурной навигационной карты разработанной специалистами СГГА.

Развитие транспортной инфраструктуры урбанизированных территорий, перегрузка улиц крупных городов автомобильным транспортом заставляют по-новому взглянуть на проблему организации дорожного движения. Прежде всего, современный подход заключается в использовании геоинформационных технологий для обеспечения транспортной безопасности как отдельного населенного пункта, так и страны в целом. Именно безопасности, так как комфортная жизнь населения городов всецело зависит от уровня развития транспортно-коммуникационных систем.
Город Новосибирск имеет сложную пространственную структуру. Во-первых, это связано с низкой степенью компактности застройки, развитием периферийных участков, разрывами селитебной зоны и зон приложения труда. Во-вторых, расположение города на двух берегах реки Обь сказывается на низких показателях транспортной доступности и необходимости не только оптимизации существующих транспортных каналов, но и создания новых.
Ежегодно в Новосибирске количество автомобилей увеличивается на на 45-50 тыс., что является существенным фактором, ухудшающим дорожную ситуацию в городе. Число зарегистрированных в Новосибирске автомобилей приближается к 500 тысячам. Таким образом, на 1000 жителей города по статистике приходится 330 автомобилей. Кроме того, ограниченный емкостной ресурс автодорожной сети, крайне незначительный запас пространственного увеличения существующих магистралей, а в ряде случаев и неплановая застройка территории (в частности, применяемая практика «точечной» застройки), привели к развитию серьезных транспортных проблем на территории города Новосибирска. Пробки и заторы, которые происходят регулярно на ставшими уже традиционными направлениях являются доказательствами необходимости пересмотра транспортной политики и существенного изменения подходов к оптимизации и автоматизации контроля дорожного движения. Ряд улиц исчерпали свою пропускную способность на 80-90% [1].
Для выполнения работ, связанных с планированием и оптимизацией дорожной сети города Новосибирска, предлагается использовать единую цифровую модель транспортной сети (ЕЦМТС), разработанную специалистами СГГА [2].
«Общая протяженность улично-дорожной сети города составляет 1391 км, из них с твердым покрытием 985 км. Из общего количества дорог с твердым покрытием протяженность магистральных улиц составляет 260 км. Плотность городской магистральной сети – 0,55 км/км2 (при нормативе – 2 км/км2) и она значительно различается по районам города. Даже с учетом только застроенной территории, на которую приходится 223 км магистральных улиц, средняя плотность магистральной улично-дорожной сети составит всего лишь 58 % от норматива» [3].
Для подготовки информационной основы планирования развития территории города, проектирования новых элементов автодорожной сети предлагается выполнить анализ взаимосвязи плотности улично-дорожной сети с плотностью застройки для жилых, общественно-деловых и производственных зон города Новосибирска. В качестве исходных материалов в работе были использованы данные генерального плана города Новосибирска и ЕЦМТС.
Полученные значения плотности улично-дорожной сети являются условными, в частности для зоны жилой многоэтажной и общественно-деловой застройки при проектировании новых и оптимизации существующих элементов дорожной инфраструктуры должен приниматься во внимание показатель плотности населения и этажность застройки.
«Общая протяженность улично-дорожной сети города составляет 1391 км, из них с твердым покрытием 985 км. Из общего количества дорог с твердым покрытием протяженность магистральных улиц составляет 260 км. Плотность городской магистральной сети – 0,55 км/км2 (при нормативе – 2 км/км2) и она значительно различается по районам города. Даже с учетом только застроенной территории, на которую приходится 223 км магистральных улиц, средняя плотность магистральной улично-дорожной сети составит всего лишь 58 % от норматива».
Кроме плотности дорожной сети на транспортную ситуацию в городе влияет и коэффициент компактности городской застройки. На его основании можно сделать вывод о рациональной планировке городской застройки и транспортной доступности важнейших элементов социальной, культурной и бытовой сфер.
У новосибирского мегаполиса коэффициент компактности составляет лишь от 23 до 37 % (без учета анклава Пашино). В сравнении с европейскими городами, например Парижем коэффициент компактности которого составляет – 70%, а у Кельна - 55%, рисунок 3. В Новосибирске наблюдается существенное превышение максимальных значений показателей транспортной доступности для населения элементов городской инфраструктуры, а также постоянно увеличивающиеся расходы на поддержание инженерной инфраструктуры города.
Выполненные исследования взаимосвязи плотности улично-дорожной сети с плотностью застройки для жилых, общественно-деловых, производственных зон являются информационной основой проведения работ по развитию и модернизации улично-дорожной сети города Новосибирска. Несомненно, применение геоинформационных технологий на этапах проектирования и оптимизации городской транспортной сети позволит решить ряд важных задач ориентированных, в том числе, и на перспективное развитие территории.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Смирнов Ю. Пропускная способность дорог Новосибирска находится на пределе [Электронный ресурс] – режим доступа: http://novosibirsk-news.ru/stories/1959.
2. Дубровский, А.В. К вопросу применения геоиоинформационных технологий при планировании и оптимизации городской транспортной сети [Текст] / А.В. Дубровский, А.В. Ершов, С.В. Середович – Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр., 15-26 апреля 2013 г., Новосибирск: междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью»: сб. материалов в 4 т. Т. 3. – Новосибирск: СГГА, 2013. – С. 97-103.
3. Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 28.03.2005 № 575 [Электронный ресурс] – режим доступа: http://vn.ru/index.php?id=41802.
4. Дубровский, А.В. Исследование социально-территориальных взаимосвязей элементов городской среды средствами геоинформационных технологий [Текст] / А.В. Дубровский, А.С. Нечаева // ГЕО-Сибирь-2010. Т. 3. Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью. Ч. 2: сб. матер. VI Междунар. научн. конгресса «ГЕО-Сибирь-2010», 19–29 апреля 2010 г., Новосибирск. – Новосибирск: СГГА, 2010. – С. 17–22.
5. Антонович К.М. Современные направления информационного обеспечения кадастра для целей навигации [Текст] / К.М. Антонович, А.В. Дубровский - Геодезия и аэрофотосъемка №2/1 – М.: 2012 – С. 174-178.
6. Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 28.03.2005 № 575 [Электронный ресурс] – режим доступа: http://vn.ru/index.php?id=41802.
© А.В. Дубровский, А.В. Ершов, С.В. Середович, 2014
ФГБОУ ВО СГУГиТ (учредитель)
.
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Лужин Ф.Ф. и Евреинов И.М.
добавлено 18.11.2015
Первые геодезисты в Тихом Океане...
О некоторых отечественных учёных и специалистах до XX века
добавлено 14.07.2015
Атласов В.В.; Клешнин А.Ф.; Ващинин А.Е....
СЛУЧАЙНЫЙ ПРОЕКТ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ  АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ
Управление аграрно-промышленным комплексом должно опираться на информационно-аналитическую систему, тогда оно будет более эффективным. Рассматриваются современные подходы к формированию земельно-информационной системы.
 
Логин:
Пароль:

 

© 2013-2015, НП СГКСиУ,
разработка сайта ctt.ssga.ru, 2013

[время генерации страницы 0.012498140335083] [кол-во SQL-запросов 20]

Правильный CSS!